07 февраля, 17:26

Наука

Сибирские ученые нашли фермент, способный восстанавливать структуру ДНК

Фото: 123RF/wavebreakmediamicro

Специалисты Института химической биологии и фундаментальной медицины Сибирского отделения РАН изучили уникальный фермент репарации, который способен удалять повреждения и восстанавливать структуру ДНК. Открытие может помочь в разработке способов лечения генных заболеваний, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу института.

По словам ученых, фермент ALKBH3 восстанавливает структуру нуклеотидов ДНК и РНК без помощи других ферментов. Используя биохимические и биофизические методы, специалисты изучили его структурную динамику в растворе. Они выявили главные компоненты белков, взаимодействующие с ДНК, их роль в ферментативном процессе и влияние на динамику структуры всего белка.

Информацию о контактах между ферментом и поврежденной ДНК-мишенью обычно получают методом рентгеноструктурного анализа кристаллов белка. Мы впервые показали, что снижение реакционной активности мутантных (искусственно измененных) форм диоксигеназы ALKBH3 напрямую связано с понижением количества бета-складок и увеличением доли альфа-спиралей в структуре.
Любовь Канажевская
научный сотрудник Центра масс-спектрометрического анализа ИХБФМ СО РАН, руководитель гранта РНФ

Сложный механизм взаимодействия ALKBH3 с ДНК пока еще не до конца ясен, говорится статье в научном журнале International Journal of Molecular Sciences. Ученым еще предстоит изучить пространственную организацию этого фермента. Но полученные данные уже сейчас позволяют лучше понять, как реализуются механизмы защиты наследственной информации человека. Они будут полезны для создания противоопухолевых препаратов, а также подбора персонализированного лечения заболеваний, связанных с повреждением ДНК.

Ранее врач рассказал, что генетический тест помогает выявить наиболее вероятные болезни и своевременно их профилактировать.