09 августа, 17:17

Стресс мешает мозгу сопротивляться развитию деменции

Эмоциональный и физиологический стресс (повышение кортизола) повышает вероятность появления деменции

Фото: 123RF/peshkova

Ученые из Каролинского Института в Швеции установили: стресс истощает когнитивные резервы мозга, что снижает способность сопротивляться развитию деменции и повышает риск заболеть.

Что такое когнитивный резерв

Когнитивным резервом называют способность мозга справляться с последствиями повреждений и находить новые способы решения проблем. Он копится в течение всей жизни и в пожилом возрасте защищает от нарушений внимания и памяти, а также от нейродегенеративных заболеваний, к которым относится деменция (разрушение клеток мозга и нарушение его функций).

Исследование шведских ученых

В ходе исследования с участием 113 человек специалисты обнаружили, что истощение когнитивного резерва может иметь опасные последствия.

Фото: 123RF/vectorfusionart

На первом этапе ученые оценили уровень стресса испытуемых при помощи специальных тестов и собрали у них образцы слюны, чтобы определить уровень кортизола. Этот гормон помогает человеку адаптироваться к активно меняющимся условиям окружающей среды, а также регулирует содержание глюкозы в крови и артериальное давление в моменты сильного эмоционального и физического напряжения.

Во второй части исследования участники прошли тесты на оценку умственных способностей и когнитивного резерва. Выяснилось, что он может сокращать вероятность развития деменции, но субъективный (эмоциональный) и физиологический стресс (повышение уровня кортизола) расходует этот ресурс, что приводит к проблемам с памятью, концентрацией и вниманием.

При физиологическом стрессе утром у людей увеличивался уровень тау-белка в мозге. Он образует "бляшки", которые мешают нейронам нормально работать. Сниженный уровень кортизола по утрам негативно влияет на внимательность и обучаемость, а увеличение концентрации этого гормона в организме вечером ведет к проблемам со сном. Плохой отдых увеличивает вероятность развития деменции, усугубляя ситуацию. Результаты исследования опубликованы в журнале Alzheimer's & Dementia.

Ранее исследователи решили изучить, насколько интенсивными должны быть физические тренировки, чтобы остановить старение мозга. Работа ученых показала, что энергичные спортивные занятия сохраняют его здоровье на срок до пяти лет.