23 сентября, 09:46

Наука

Специалисты из Великобритании открыли новую группу крови

Новое открытие поможет сделать переливание крови более безопасным и точным

Фото: 123RF/serezniy

Спустя 50 лет британские ученые смогли объяснить антиген группы крови AnWj. Так они открыли новую систему групп крови. Результаты исследования опубликованы в журнале Blood.

Группы крови

Сегодня наиболее известными группами крови считаются ABO и Rh, но есть и другие, способные сыграть ключевую роль при переливании. Например, если человеку с отрицательным результатом теста AnWj дать кровь с положительным результатом теста AnWj, то у него может возникнуть нежелательная реакция.

Антиген AnWj

Согласно исследованию, антиген AnWj был открыт в 1972 году, но его генетический фон был неизвестен до сих пор. Затем выяснилось, что вещество переносится белком Mal, которого нет у людей с AnWj-отрицательным фенотипом.

Роль белка Mal

Авторы исследования проанализировали всю кодирующую область ДНК, чтобы выявить перестройки в гене Mal. Он отвечает за наследственное отсутствие AnWj.

Фото: 123RF/nexusplexus

В ходе научной работы выяснилось, что клетки с геном MAL проявляли специфическую реактивность на антитела AnWj. При этом мутантные гены такой реакции не давали.

Таким образом, исследователи подтвердили роль белка Mal в связывании антигена AnWj и его важное значение для работы иммунной системы.

Также выяснилось, что более 99,9% людей являются AnWj-положительными и синтезируют полноразмерный белок Mal на эритроцитах. Последний помогает стабилизировать иммунные ответы, поэтому его отсутствие связано с генетическими отклонениями.

Выводы ученых

Результаты научной работы открывают новые возможности для разработки тестов, позволяющих вычислить доноров с AnWj-отрицательным фенотипом. Это снизит риски при переливании крови и обеспечит более точное лечение таких пациентов.

Ранее врач-педиатр рассказала, что сдавать кровь разрешено не чаще одного раза в два месяца, при этом вес донора должен быть более 50 килограммов.