10 октября, 09:54

НаукаОбраз жизни

Американские медики: смена часовых поясов ускоряет воспалительные процессы

При нарушении циркадных ритмов обостряется иммунный ответ

Фото: 123RF/karelia89

Исследователи из Университета Аризоны выяснили, что клетки органов обладают способностью "отслеживать время", реагируя на изменения 24-часового цикла дня и ночи. Рассинхронизация механизма негативно сказывается на здоровье. Результаты научной работы опубликованы в журнале PNAS.

Циркадные ритмы и внутренние часы

Генетические часы присутствуют в каждой клетке тела. Ритм жизни организма определяется не только сменой дня и ночи, но и физической активностью, тренировками, а также интеллектуальной нагрузкой.

Циркадный ритм регулирует выработку гормонов, пищеварение, поддержание температуры тела и другие важнейшие процессы. Нарушение этого механизма происходит, когда внутренние часы организма рассинхронизируются с окружающей средой. Например, из-за ночных смен или перелетов через несколько часовых поясов.

Фото: 123RF/ sidelnikov

Эксперимент

Чтобы изучить, как нарушение циркадных ритмов влияет на организм, ученые провели эксперимент на мышах с инфекцией в легких. Исследователи использовали попеременные графики освещения, чтобы вызвать у грызунов состояние, аналогичное джетлагу у людей.

Нарушение циркадных ритмов у мышей быстро приводило к развитию воспаления легких из-за обострившегося иммунного ответа. Это подтвердило сильную связь между изменениями в биоритмах и ускорением воспалительных процессов.

Исследование не только подчеркивает потенциальные риски для здоровья, связанные с дальними перелетами и резкой сменой часовых поясов, но и еще раз подтверждает важность соблюдения режима дня в соответствии с естественными биологическими циклами для поддержания здоровья и долголетия.

Ранее ученые выяснили, как несоблюдение ритма биологических часов, которые есть у каждого человека, влияют на лишний вес.