Специалисты из Университета Женевы: печень и почки стареют быстрее других органов

Редкое обновление клеток печени и почек приводит быстрому старению этих органов

Фото: 123RF/sweettomato

Ученые из Университета Женевы обнаружили, что печень и почки стареют быстрее других органов из-за скопления мутаций в их ДНК. Результаты научной работы опубликованы на портале Cell.

Неравномерное старение внутренних органов

Согласно исследованию, внутренние органы и ткани стареют с разной скоростью. Например, печень и почки увядают быстрее, чем кожа и кишечник. Это происходит из-за того, что в клетках первых накапливаются мутации, которые мешают их нормальной работе. Чтобы лучше понять механизмы, влияющие на старение различных органов, ученые проанализировали состояние тканей у лабораторных мышей.

Роль ДНК

Ранние научные работы показали, что старение связано с повреждениями ДНК. В ней содержатся как кодирующие, так и некодирующие участки. Первые отвечают за синтез белков, а вторые регулируют организацию генома.

Фото: 123RF/wavebreakmediamicro

Мутации в кодирующих участках проявляются при активации генов, в то время как ошибки в некодирующих областях возникают на стадии копирования ДНК. Это затрудняет деление клеток, что приводит к их старению.

Частота обновления клеток варьируется в зависимости от типа ткани: клетки кожи и кишечника меняются от одного до двух раз в неделю, а клетки печени и почек – всего несколько раз в год. Из-за этого старение органов ускоряется, особенно у пожилых людей.

Выводы ученых

Авторы работы отметили, что полученные результаты открывают новые горизонты для разработки эффективных методов терапии. Ученые планируют создать механизм омоложения органов, устранив мутации в ДНК до их репликации.

Ранее команда ученых из Гарвардской школы общественного здравоохранения (США) выяснила, что курение оказывает долговременное влияние на ДНК даже у тех людей, которые бросили пагубную привычку.