25 июля, 17:33

Американские ученые создали универсальную вакцину против гриппа

Новый подход позволит делать универсальную прививку от гриппа и получать иммунитет от разных штаммов вирусов

Фото: 123RF/milkos

Ученые Орегонского университета здравоохранения и науки (OHSU) применили перспективный подход к созданию универсальной вакцины против гриппа, которая способна обеспечить пожизненный иммунитет.

Зачем делать прививку от гриппа

Согласно информации на сайте Роспотребнадзора, вакцинация является самой эффективной мерой профилактики гриппа. Прививка формирует у человека иммунитет и сокращает риск тяжелого течения заболевания, снижается количество летальных исходов и серьезных осложнений.

Также вирус гриппа передается очень быстро и молниеносно вызывает заражение. Вакцинация помогает формировать коллективный иммунитет и предотвратить крупные вспышки заболевания. Передача инфекции прерывается.

При этом существующие вакцины не защищают от заболевания на 100%. В мире постоянно циркулируют несколько разновидностей вируса. Делая прививку от гриппа, человек получает защиту от некоторых штаммов, но может заразиться другими.

Фото: 123RF/gt29

Универсальная вакцина против гриппа

Американские ученые протестировали новую вакцинную платформу на нечеловекообразных приматах. Она вызвала сильный иммунный ответ на птичий вирус гриппа H5N1, хотя была основана на штамме 1918 года, который вызвал пандемию испанки.

Исследователи внедрили фрагменты вируса гриппа, которые служат мишенями для иммунной системы, в цитомегаловирус, заражающий многих людей в течение жизни и вызывающий легкие симптомы. Он использовался как вектор для формирования иммунного ответа со стороны Т-клеток.

Подход отличается от того, который используется в традиционных вакцинах против гриппа, основанных на последних штаммах вируса. От предшественников их отличают только белки оболочки. В новом методе Т-клетки нацелены не на регулярно мутирующие внешние структуры, а на внутренние белки (более консервативные и постоянные).

В ходе эксперимента 6 из 11 вакцинированных приматов благополучно пережили воздействие H5N1, тогда как в контрольной группе все особи погибли после заражения вирусом. Это доказывает хорошую эффективность новой вакцины и то, что внутренняя структура вируса остается неизменной, несмотря на эволюцию внешних частей.

Ученые считают, что платформа будет полезна против других мутирующих вирусов, включая SARS-CoV-2. Они выяснили, что иммунитет, вызванный введением новой универсальной вакцины против гриппа, ограничил заражение и повреждение легких, что и защитило большинство приматов от тяжелого течения заболевания и летального исхода. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

Ранее ученые обнаружили, что овощи семейства крестоцветных и листовая зелень нормализуют уровень сахара в крови и улучшают восприимчивость к инсулину. Такой эффект помогает профилактировать риск развития сахарного диабета и ожирения.